Шефство для Ковдорского ГОКа – понятие не новое. Однако в
этом году комбинат «запеленгован» в шефы атомным подводным крейсером. Да не
рядовым, а уникальным. О том, как это происходило – наш сюжет.
Крейсер «Северодвинск» был
заложен на стапелях предприятия «Севмаш» еще в 1993 году. Укомплектовывали его научными
разработками в технике и электронике оборонных предприятий всей огромной на тот
момент страны, от души. В каждой республике бывшего СССР находили ноу-хау и
направляли для использования на стратегическом объекте. Развал страны, и
военно-промышленного комплекса вынудили машиностроительное предприятие
приостановить строительство атомохода. В этот кризисный период «Северодвинску»
повезло: его не разрезали «на иголки», как шутят моряки, и в 2001 году возобновили
работы.
Сегодня атомный подводный
крейсер «Северодвинск» - самая современная многоцелевая подводная лодка
четвертого поколения, которая несет мощный комплекс вооружения, включая сверхзвуковые
ракеты «Оникс», стартующие из восьми вертикальных пусковых шахт. Корабль оснащен новейшими комплексами связи и
навигации и принципиально новой ядерной энергетической установкой, которые
делают его самым малошумным в российском флоте. Длина атомохода – 120 метров,
ширина – 15 метров, а полное водоизмещение около 13 тысяч 800 тонн. В прошлом
году, 15 июня «Северодвинск» был выведен из эллинга в достроечный док, а в нынешнем
- должен быть включен в состав Военно-морского флота страны. Планируется, что
местом его постоянной дислокации станет Северный флот, а основной задачей –
охрана заполярных рубежей страны.
Экипаж
субмарины сформировался 5 лет назад на базе 11-й дивизии подводных лодок
Северного флота. Возглавил его капитан первого ранга Сергей Митяев. И пока
крейсер оснащают новинками техники и электроники, экипаж укрепляет и обновляет
свои теоретические знания и практические навыки, готовясь достойно принять
«Северодвинск».
Шефскую
делегацию из Ковдора, которую возглавили исполнительный директор комбината
Николай Ганза, административный директор Александр Советный и председатель
профсоюзного комитета Анатолий Быстров, моряки встретили радушно. Главной целью
встречи, которая состоялась аккурат в День моряка-подводника, стало подписание соглашения
о сотрудничестве и укреплении шефских связей. Моряки обязуются с честью
исполнять свой долг перед Родиной, а комбинат со своей стороны – помогать им в
этом нелегком ответственном деле.
Для нас были проведены увлекательные
экскурсии по территории и музею предприятия «Севмаш», а также на атомную
подводную лодку «Юрий Долгорукий». Это тоже в своем роде уникальный крейсер,
который занесен в книгу рекордов Гиннеса как самая большая субмарина. Кстати, в
кают-компании гиганта гостей-ковдорчан посвятили в подводники. Для этого нужно
было выпить морской воды и поцеловать качающуюся кувалду. Справились все. Завершился
визит ковдорчан в деревеньке Малые Карелы, где расположен музей деревянного
зодчества под открытым небом. Но об этом путешествии по земле поморской мы
расскажем в нашей следующей передаче. Ирина ПеЧЕРСКАЯ
|