Кто из нас не сталкивался с покупкой недоброкачественной продукции? Если дело касается промышленных товаров – полбеды - обидно, но жить можно. А вот приобретение некачественных продуктов – прямая угроза здоровью. О том, что делать, и кто призван помочь в такой ситуации – в нашем сюжете.
Правило первое, непреложное – ищите на упаковке срок годности. Однако зачастую бывает, что и срок еще не истек, а купленный товар к употреблению явно не годится.
Сергей Тареев, начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Мурманской области: «Под понятием некачественного товара понимаются разные признаки. Это и продукты питания, не имеющие соответствующих документов. И имеющие признаки недоброкачественности явные. Например, с нарушенной потребительской упаковкой, не имеющие маркировки. В том числе и товары просроченные, срок годности которых истек».
Закон «О защите прав потребителей» определяет, что в случае приобретения некачественного товара потребитель имеет право обратиться к продавцу с просьбой о замене товара на аналогичный или потребовать возмещения расходов, потраченных на приобретение некачественного товара, и вернуть его продавцу.
Но, как показывает практика, ответом на это зачастую следует отказ, мотивированный отсутствием чека, подтверждающего, что товар был куплен именно в том месте и в то время, о котором идет речь. Читаем закон: отсутствие у покупателя кассового или товарного чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. В настоящее время законодательство допускает предъявление претензии при наличии свидетеля. Если и присутствие свидетеля не помогает, смело оформляйте письменное заявление на имя продавца.
Сергей Тареев, начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Мурманской области: «Продавцом в данном случае является не тот, кто непосредственно стоит за прилавком, а тот, от лица которого реализуется товар. Это или индивидуальный предприниматель, если это частный бизнес, или общество, или муниципальное предприятие торговли».
Письменное заявление оформляется в двух экземплярах. Один вручается представителю торговой точки, другой - с отметкой продавца о его получении остается у вас. Пригодится, когда дело дойдет до суда. Если в торговой точке отказываются принимать претензию, ее можно отправить заказным письмом с уведомлением о вручении.
Сергей Тареев, начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Мурманской области: «Орган, который может рассмотреть жалобу – это наша организация, т.е. служба Роспотребнадзора и ее территориального органа. По Ковдорскому району – осуществляет наш отдел. Представитель у нас в Ковдоре имеется. А центральный офис – в Апатитах. Телефон его напомню: 7-13-82. Однако обращаться в нашу службу необходимо только после того, как исчерпаны все способы урегулирования данной ситуации. Месячный срок, по закону дается на рассмотрение данной жалобы. При наличии оснований там проводится проверка, в данном торговом объекте. И лица, которые виновны и вина их будет доказана, будут привлечены к ответственности. Это общая схема. Но бывает и по-другому. Если пищевой продукт привел к вреду для здоровья – тогда действия проводятся немедленно».
Действия в данном случае – это внеплановые проверки. И права продавца в данном случае также защищаются законом.
Сергей Тареев, начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Мурманской области: «Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля». Если сравнивать с предыдущим, кратность плановых проверок ограничена. Один субъект деятельности плановым порядком может проверяться не чаще, чем 1 раз в три года. Не чаще. Реже может. А внеплановые проверки могут осуществляться только по жестким основаниям».
Как бы ни развивался наш сюжет, и в первом случае и во втором, покупатель получает либо товар, либо деньги. Но это уже следствие. А кто предотвратит первопричину, когда с прилавков магазинов на наш стол попадают просроченные, опасные для жизни продукты? На этот вопрос, наверное, могли бы ответить только те, кто их продает…
Ирина ПЕЧЕРСКАЯ
|