Ровно половина века прошла с тех пор, когда на комбинате был собран первый экскаватор.
Машина давно стала историей участка экскавации рудника «Железный», ей на смену пришла более совершенная техника.
В морозном феврале 1959 года машинисты экскаватора и крановщики комбината приступили к сборке первого экскаватора. По тем временам самая мощная машина была задействована на строительстве зданий ремонтно-механического цеха, первой очереди АБОФ, цеха технологического транспорта.
Михаил ЛОМАКИН, начальник участка экскавации рудника «Железный»: «Первые экскаваторы были в основном строительные, потом пошли карьерные экскаваторы – это трехкубовые, четырехкубовые экскаваторы ЭКГ-4 и 6. Промышленная разработка месторождения началась в основном 4-кубовыми экскаваторами».
Надежные четырехкубовики до поры до времени справлялись с производственными задачами. Экипажи перевыполняли планы и удостаивались высоких наград. Но объемы добычи горной массы росли, и на смену ЭКГ-4 пришли восьмикубовые, а затем и десятикубовые экскаваторы.
30 лет на комбинате работает машинист экскаватора Александр КУЗНЕЦОВ. 15 лет его второй дом – десятикубовый экскаватор, погрузивший более 20 миллионов кубометров горной массы. Сейчас Александр – знатный экскаваторщик, дважды кавалер «Шахтерской славы», его экипаж – лучший на участке экскавации, а начинал свою карьеру КУЗНЕЦОВ с четырехкубовика под номером 9.
Александр КУЗНЕЦОВ, машинист экскаватора: «Ой, давно ее нет, она списана на металлолом. Конечно, по сравнению с этой, техника была похуже. Эта намного лучше техника. 10 кубов и 4 есть разница – в 2,5 раза».
За 50 лет многое изменилось в экскаваторном парке комбината. В основном карьере рудника «Железный» трудятся электрические экскаваторы ЭКГ-8, самому старшенькому из которых 29 лет, и ЭКГ-10. Эти экскаваторы легко узнать по проводам, протянутым к ним. Техника далеко не новая - в среднем «электроникам» предприятия 20 лет. Намного свежее американские экскаваторы - гидравлические пятикубовые «КАТы», которые задействованы на отгрузке хвостов мокрой магнитной сепарации карьера техногенного месторождения. Условия работы здесь сложные, и верткая, в три раза более мобильная машина успешно справляется с отгрузкой хвостов. Надежный и покладистый маленький экскаватор верой и правдой служит машинистам экскаваторов, за что ласково называется:
Игорь МИРОНОВ, машинист экскаватора: «Котенок наш, все котятами называют. К родной технике, как к живой относимся».
Самый молодой и самый мощный японский экскаватор «Хитачи» с объемом ковша 22 кубических метра меньше года трудится на участке экскавации. Фронт работ лучшего современного экскаватора в мире – отгрузка скальной вскрыши. Гидравлический гигант, не утруждаясь, за считанные минуты заполняет кузова двух подряд большегрузных «Катерпилларов».
Сергей КУТИЧЕВ, машинист экскаватора: «За раз тонн сорок, в среднем где-то так, бывает и под пятьдесят. Четыре ковша и все, и машина полная, а на КАТе маленьком работал, там ковшей 12-13 нужно загрузить».
Так было всегда – старое сменяется новым, ушли в небытие первые четырех и шестикубовые экскаваторы, но сохранились традиции полувековой давности. Коллектив участка экскавации из 200 человек перенял от старожилов уважительное отношение к технике, профессиональные секреты, которые теперь передает следующим поколениям экскаваторщиков.
Михаил ЛОМАКИН, начальник участка экскавации рудника «Железный»: В этом году приняли на работу 25 человек помощниками машиниста экскаватора. Мы опираемся на свои кадры. Мы подготавливаем профессии помощника машиниста экскаватора, машиниста экскаватора на различные типы экскаватора – как электрические, так и гидравлические. С приобретением новой техники мы готовы справиться с поставленными задачами».
Марина РОЖИНА
|