Смотреть видео Почтенный возраст, отсутствие здоровья, маленькие пенсии, одиночество, дорогие лекарства и ежедневные насущные потребности. Одни ищут поддержки у государства, другие просят милости у людей. Случаи в нашем городе единичные, но имеющие место быть. Можно ли помочь человеку, попавшему за черту бедности – выясняла наша съемочная группа.
Милостыня – сухари на дальнюю дорогу. Так говорили на Руси, памятуя о бренности мира, и щедро одаривали милостью нуждающихся. В наше время тема милостыни зазвучала с новой силой – слишком велика пропасть между богатыми и бедными. В столицах старушки в переходах стали обычным явлением. Не шокируют бабушки, стоящие с протянутой рукой, и наш маленький город.
Раиса Князева, заместитель руководителя Кандалакшского межрайонного управления социальной защиты населения: «Сейчас одна из них уже в доме-интернате, одна умерла и одну забрали родственники в другую область. Есть еще, что человек стоит с протянутой рукой».
Бабушку Агафью знает каждый ковдорчанин. Ее коричневое пальтецо часто мелькает в городе. Опираясь на палку, маленькая Агафья собирает и сдает пустые бутылки, стоит у дверей магазинов – ковдорчане люди добросердечные, кто хлебушка купит, кто рублик даст. Кроме дочери-инвалида, у 86-летней бабушки никого нет. Пенсию получает, но ее на жизнь и лекарства не хватает.
Раиса Князева, заместитель руководителя Кандалакшского межрайонного управления социальной защиты населения: «У нее не очень великая пенсия, она пользуется субсидиями, и за адресной помощью она не обращалась. Она обращалась за адресной помощью за счет денег пенсионного фонда на одежду. Ей была помощь в меру возможностей в 2008 году оказана».
В Ковдорском районе развита сеть социальных учреждений, оказывающих помощь нуждающимся. Пенсионер с доходами ниже прожиточного минимума, то есть меньше 5 677 рублей, имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты, адресной социальной помощи, субсидий. В социальной столовой накормят горячим обедом. Одиноко проживающим пенсионерам, которые не могут за собой ухаживать самостоятельно, помогают на дому – приносят продукты, делают уборку.
Раиса Князева, заместитель руководителя Кандалакшского межрайонного управления социальной защиты населения: «Один раз в год имеют право посещать отделение дневного пребывания для пенсионеров и инвалидов, где у них и питание, и общение, и занятия по их желанию. Неплохо для Ковдорского района – Ковдорский дом-интернат для престарелых и инвалидов. Условия прекрасные, уже очередь создалась».
В доме-интернате для престарелых живет бабушка Шура. Когда-то она тоже стояла у дверей магазинов и жила добротой ковдорчан. Так получилось не сразу. Шура родилась в большой семье в Ленинградской области. На север сначала уехала одна сестра, потом вторая, а затем и Александра. Жила под Кандалакшей на Ниве-2, в Ковдоре работал сын. Когда он заболел, перебралась поближе к кровинке.
Бабушка Шура: «Получала пенсию, хоть небольшую, но мне хватало. Сын работал, деньги мне все отдавал. Неплохо было, а потом я осталась одна, конечно мне стало тяжело. Пол стало мыть тяжело. И стирать тяжело, и я решила вот сюда, в этот дом».
- Не пожалели, что пришли сюда?
- Нет, нет. А куда мне больше деваться? И ничуть не пожалела. Директор у нас золотой человек. Елена Михайловна – очень, очень хорошая женщина».
В доме, рассчитанном на 50 человек, нашли приют и тепло 48 бабушек и дедушек. Те, кто плохо передвигается, облюбовали первый этаж, остальные живут на втором. Шестиразовое питание, общение, совместное разгадывание кроссвордов и просмотр передач скрашивают жизнь пожилых. Для православных бабушек есть маленькая молельня. Здоровый дух в теле поддерживают занятия в спортивном зале и ежедневные прогулки. Этот дом – пристанище, надежная защита для тех, у кого в этом мире никого не осталось. Бабушке Шуре теперь не надо мерзнуть на улице и заглядывать людям в глаза – в ее жизни появились подружки, книжки и любимая передача «Поле Чудес». Она искренне верит, что ей очень повезло, и советует другим пожилым людям, от безысходности выходящим на улицу за милостью.
Бабушка Шура: «Сюда, только сюда. Ведь кто-то даст, а кто-то обругает.
- Люди жестокие?
- Да. Только сюда, больше никуда. Здесь очень хорошо. Спим мы на чистеньком, каждую неделю нам белье меняют, каждую неделю купаемся, в чистоте, в порядке, а чего же нам больше надо?».
Вернемся к бабушке Агафье. Ее история могла бы быть похожей на судьбу бабушки Шуры, но двух одинаково светлых финалов не бывает.
Раиса Князева, начальник отдела социальной защиты населения: «Что касается помещения в дом-интернат для престарелых и инвалидов. Три года назад был опрос такой, ходили по квартирам, в этой семье были. Она отказалась сразу, потому что у нее проблемы со здоровьем дочери».
Ни в коем случае нельзя обвинять просящих милости в стяжательстве, как говорится, от сумы не зарекайся. Другое дело – мощная сеть социальных учреждений способна поддержать людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в частности, бабушку Агафью и ее дочь. Для этого нужно принять протянутую руку помощи. Потому что нет такого закона – помогать людям без их согласия. А предложение, сделанное бабушке три года назад, остается в силе.
Марина РОЖИНА
|