Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
  • Информация о программе
  • Фотоальбом
  • Видеоархив
  • Видеоприколы
  • Поиск
    Календарь
    «  Июнь 2008  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30
    Друзья сайта
    Категории раздела
    Общество [1119]
    Производство [640]
    Происшествия [114]
    Образование [136]
    Здравоохранение [62]
    Сельское хозяйство [16]
    Культура [74]
    Спорт [204]
    Главная » 2008 » Июнь » 18 » Восхождение на Суройву
    08:18
    Восхождение на Суройву
         Побывать на местах сражений защитников заполярья в годы войны и прикоснуться к истории тех лет смогли школьники, принявшие участие в походе к месту гибели в 1942 году советского бомбардировщика СБ-2БИС. Для них отделом  по физической культуре, спорту и делам молодежи администрации Ковдорского района в рамках военно-патриотического воспитания молодёжи, был организован поход на гору Суройва, где покоятся обломки самолёта.

     

          Путь длиной в 65 километров к месту расположения горы Суройва оказался не легким. Заброшенную дорогу, по которой когда-то колесили лесовозы, пересекали ручьи. Машина то ныряла в ухабы то вертикально взмывала, взбираясь по крутым подъемам. Во многих местах еще лежал  снег, и мы чувствовали себя первопроходцами, продвигаясь по никем не проторенному в этом году маршруту.  В одном месте пришлось переезжать небольшую речушку. Но, благодаря надежной технике, выделенной для этой цели градообразующим предприятием – Ковдорским ГОКом, и опыту водителя мы благополучно добрались до места назначения.

             Оставив в лагере провиант, переодевшись, и получив соответствующий инструктаж от руководителя отряда Сергея Попова, мы выдвинулись к горе Суройва.

     

            В этой местности во время войны, а именно 26 декабря 1942 года взорвался наш бомбардировщик СБ, 137-го бомбардировочного авиаполка. Экипаж, состоящий из трех человек, погиб. По архивным данным самолет не вернулся с боевого задания, и лётчики считались пропавшими без вести. После окончания войны охотники, промышлявшие в этих местах, обнаружили обломки самолета. Ковдорские поисковики в 1987 году обследовали это место. Останки погибших пилотов были вывезены и в начале 90-х торжественно погребены на братском захоронении в Ковдоре как неизвестные летчики. В 2004 году удалось установить фамилии всех членов погибшего экипажа, и в 2005 на памятнике торжественно была установлена мемориальная доска с фамилиями погибших.

    Ребята из поискового отряда «Ковдор» поставили на месте гибели обелиск. В 2006 году родилась идея  - чтобы воспитать в подрастающем поколении патриотический дух, каждый год приводить школьников к месту гибели самолета. Это уже третья экспедиция.  

          Настя Медведева, учащаяся 10 класса школы № 2: « Мне сюда захотелось поехать потому, что у меня на войне прабабушка и прадедушка воевали и погибли».

         Дима Качанов, учащийся школы № 2: «Я хотел посмотреть исторические места, которые связаны с историей и с нашими защитниками. У бабушки брат воевал».

     

           Подойдя к подножию горы, наткнулись на  обломки самолета. Останки техники были покорежены взрывом так сильно, что части фюзеляжа скрутило в спираль. Осмотрев обломки, и немного передохнув, мы двинулись дальше. Поднимаясь по крутому каменистому подъёму и приближаясь к месту гибели самолета, обнаружили оторванное крыло с нанесенным бортовым номером 3.

             Преодолев крутой подъем горы, мы добрались до места. В честь погибшего экипажа дали залп из винтовок. Вооружившись кистью и банкой с краской, придали обелиску обновленный вид. Сергей Попов - командир поискового отряда «Ковдор», рассказывая  о событиях тех лет, показал дислокацию наших и фашистских боевых частей, места, где шли наиболее ожесточенные сражения.

     

          Причина гибели бомбардировщика СБ, бортовой номер 3, 137-го бомбардировочного авиаполка точно не установлена. По основной версии самолет  в ночное время летел на бомбежку в район населенного пункта Кемиярви, с полным боевым комплектом. В условиях полярной ночи и плохой видимости не долетев до цели столкнулся с горой. Взрыв был такой силы, что покореженные части самолета – обломки фюзеляжа, детали  двигателя, шасси разбросало на сотни метров. Участники экспедиции разбрелись по сопке, собирая останки бомбардировщика, чтобы сложить их возле обелиска. Ребята нашли и осколки немецкого разорвавшегося снаряда. На вес довольно тяжелые. Школьники не скрывали чувств и охотно делились впечатлениями:

     

          Настя Медведева, учащаяся 10 класса школы № 2: «Мне очень жалко этих ребят, которые погибли, потому что они были почти моего возраста. Это всё-таки очень страшно»

         Коля Шипов, учащийся школы № 2: «Во-первых, конечно гордость за наших. Потому что они победили в войну. Но и жалко, то, что много людей погибло».

         Дима Качанов, учащийся школы № 2: «Жалко наших ребят. Потому что они отдали жизнь, защищая нас. Были очень молодыми и им бы еще жить и жить».

     

           Ребята не ошиблись -  самому молодому штурману был 21 год. Стрелку радисту – 22. Самому старшему, командиру экипажа – всего 24. Война оборвала их жизни в юном возрасте.

     

          Татьяна Мироненко, тренер по лыжам ДЮСШ: «Когда послушали поисковиков ребят, я думаю, что-нибудь в душе у них осталось. Не зря была поездка для детей и для нас тоже. Мероприятия очень нужны вот такие  - и интересно и полезно».

     

           Познавать историю можно по рассказам педагогов, фильмам и книжкам. Но, находясь на месте событий, видя обломки погибшей военной техники, осколки разорвавшихся снарядов и касаясь их руками, по-другому воспринимаешь, чувствуешь и осознаешь то страшное время, когда решались судьбы целых народов. И такие походы по «Местам боевой Славы» полезны и необходимы, чтобы сохранить память о той кровавой войне, воспитать у молодежи уважение и любовь к своей истории, к традициям, к своему народу, к своей стране.
    Николай МАХОВ
    Категория: Общество | Просмотров: 711 | Добавил: kovdorckit | Рейтинг: 1.0/1
    Телепрограмма "КовдорСКИТ" © 2025